Что такое речевой слух и как его развить? 16.01.2013

Архив новостей

< Февраля 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      



Что такое речевой слух и как его развить? 16.01.2013 PDF Печать E-mail

Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи. Речевой слух подразделяется на:

  • Фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи;
  • Физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;
  • Звуковысотный слух - способность слышать, улавливать мелодику речи;
  • Тональный слух - способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;
  • Ритмический слух - способность ощущать внутренний темп речи.

 

При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнера, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произношения слов, говорить в умеренном темпе, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при  движениях органов артикуляционного аппарата.
На что должно быть направлено воспитание речевого слуха?
Воспитание речевого слуха должно быть направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания:
-правильность произношения звуков;
-четкость, ясность произношения слов;
-повышение и понижение голоса;
-усиление или ослабление громкости;
-ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игра «Угадай, что звучи?». Покажите ребенку барабан, губную гармошку, колокольчик и покажите, как они звучат. Затем зайдите за ширму или занавеску и попросите ребенок отгадать, что звучит, воспроизводя звучание этих предметов, когда он их не видит.

Игра «Веселый попугайчик»
Цель: развитие звуко - фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания
Ход игры  
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

  • одинаковые – ра-ра-ра;
  • со сменой темпа (медленно – быстро) – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра – ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
  • с наращиванием ряда – па – па-па – па-па-па – па-па-па-па – папа-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

Игра «Заколдованное слово»

Цель: игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Взрослый называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырех буквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «яблоко» – «Я, б, л, о, к,

Упражнение «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.
Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.

Игра «Слова»

Цель: развитие фонематического слуха.
Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

Упражнение «Зоопарк»

Цель: Определение первого звука в слове.
Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Подготовил: Конорева Л.В., учитель – логопед

 

 

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 12 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 458
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2172258