Консультация для родителей на тему: «Познавательные интересы вашего ребёнка» 14.11.2012

Архив новостей

< Февраля 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      



Консультация для родителей на тему: «Познавательные интересы вашего ребёнка» 14.11.2012 PDF Печать E-mail

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее: задаёт ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество; стремится ли ваш ребёнок пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации;  рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;  участвует ли в беседе о том, что его интересует; отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (лепка, рисунки, игры…); способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности; свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвящённых изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Поясню на примерах детей нашей группы. У многих сформированы познавательные интересы. Серёжа интересуется техникой. Умеет включать пылесос, магнитофон, телевизор. На прогулках он подолгу стоит у забора, наблюдая за мусоросборной машиной, за транспортом. Всем играм он предпочитает занятия с конструктором. Сколько вопросов задаёт Серёжа о технике, приборах, машинах! И книги он любит такие, в которых описываются различные сооружения, механизмы, есть соответствующие картинки.
Никита не разделяет интересов Серёжи. Он увлекается книгами о героическом прошлом нашей страны, о войнах, о революции. Никита и игры старается всегда организовывать на военную тему, и рисует об этом, и увлечённо рассказывает взрослым и детям о героях гражданской, Великой Отечественной войн. 
Дима – любознательный мальчик. Ему всё интересно: то он расспрашивает о запуске космического корабля, то с увлечением рассказывает о дрессированных дельфинах, передачу о которых смотрел по телевизору, то с удовольствием слушает Никиту, повествующего о воинах-ракетчиках. Разнообразны по тематике и рисунки Димы: Красная площадь, военный корабль, Вини-Пух идёт в гости к Кролику и т. д.
Чем отличаются познавательные интересы Серёжи, Никиты и Димы?
Прежде всего содержанием, то есть тем, на какие стороны действительности они направлены. Интересы Димы охватывают разные области действительности, в то время как интересы Никиты и Серёжи более узкие. Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы? Психологи считают, что, чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения новых знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. У Серёжи и Никиты интересы отличаются устойчивостью. А интересы Димы нельзя назвать устойчивыми. Они носят временный характер, возникают как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Влияют же на развитие ребёнка устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.
Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. Например, Таня заинтересовалась жизнью муравьёв. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т.д. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению. Так, однажды Таня с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты. Воспитатель объяснил ей, что есть такая примета: перед дождём муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Тани убедило её в верности этой приметы.
Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить -  значит знать».
Советую родителям использовать каждую возможность для обогащения ребёнка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приёму сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что даёт возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
В дошкольном возрасте детей привлекает всё новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребёнка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребёнка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он сделает! Ребёнок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения лёгкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.
Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным.
Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в вопросах. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Следует помнить мудрый совет В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

 

Памятка для родителей на тему:
«Как отвечать на детские вопросы?»

 

  • Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них.
  • Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»
  • В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
  • Отвечая на детские вопросы, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

 

 

Бобровская Галина Васильевна, 
воспитатель группы компенсирующей 
направленности для детей с нарушением речи

 

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 77 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 458
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2172415