Сущность и содержания понятия

Архив новостей

< Февраля 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      



Сущность и содержания понятия PDF Печать E-mail

Словарная работа в книге Д. Б. Эльконина «Развитие словаря и грамматического строя речи» рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

М. М. Кониной и ее ученики Н. П. Иванова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина и др.  работали над понятием и значением «обогащение словаря». Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей».

Опираясь на утверждение М. М. Кониной, мы считает, что большое значение необходимо придавать усвоению ребенком смысла слова, который иногда он объясняет с точки зрения детской логики. Поэтому необходимо работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова в соответствии со смыслом. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами развивает точность словоупотребления.

В. И. Селиверстов дал такое определение словарному запасу: «словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека».

Для того чтобы понять сущность и содержание понятия «обогащение словаря детей», ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо знать характеристику слова, его роль в языке и речи.

Использование языка, как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложении, а слушающий расчленяет вос­принимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова.

По определению Л. С. Выготского, слово - основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка - фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует, какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме).

Л. С. Выготский писал, что определяющую роль в развитии высших психических функций играют значения слов, которые ребенок осваивает в процессе общения с взрослыми и которые становятся затем внутренними регуляторами его психики.

А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн подчеркивают, что в процессе психологического развития ребенка меняется значение слова, т. е. то обобщение, носителем которого оно является. Если в начале развития значение слова определяется, прежде всего, столкновением ребенка с предметной действительностью, обобщение которой ведет его к все более абстрактному и вместе с тем к все более полному и глубокому ее познанию, то на дальнейших своих этапах этот процесс как бы обращается. Благодаря возникновению дискурсивной деятельности ребенок оказывается в состоянии овладеть понятием при его словесном раскрытии. У ребенка-дошкольника, у которого его обобщения развиваются «спонтанно», дальнейшая трансформация значения происходит в его практической деятельности, т. е. в условиях непосредственной связи слова с означаемой им вещью. Процесс овладения научным понятием слова, преобразование его начального значения предполагает вовлечение ребенка в движение дискурсивного процесса, а тем самым предполагает изменение и самого типа деятельности, которая выступает теперь как деятельность речевого мышления.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

С точки зрения физиологии слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители.  Усвоение слова есть образование временной нервной связи между раздражителями и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым  И. П. Павловым в своей работе «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Слово только тогда становится  заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления. В случае если ребенок не соотносит слово с действительностью, то происходит нарушение связи между первой и второй сигнальными системами и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обуславливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.

Р. А. Будагов  в книге «Человек и его язык» отмечает, что слово - это воспроизводящая лексическая единица, имеющая в своей исходной форме одно ударение; фонетическую выраженность, которая предполагает обязательное наличие звучания, звуковой оболочки; отнесенность к определенной части речи и грамматическую оформленность; непроницаемость, т. е. невозможность произвольных вставок и изменений внутри слова, приводящих либо к бессмыслице, либо к проявлению новых слов; наличие значения, являющегося частью содержательной стороны слова.

Мысли и чувства дети выражают с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка. Реальное употребление слова в речи — это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных.

Слово, опирающееся на ясные и четкие представления, обогащает ребенка знаниями, помогает развитию зарождающегося логического мышления.

В работе Л. С. Выготского «Избранные психологические исследования» говорится, что значение слова в личностном развитии ребенка это феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове – и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли.

Определение слова, как «феномена мышления» выдвигает своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления.

Таким образом, мы считаем, что анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками следующие два аспекта: первый аспектзаключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания, он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений; второй аспектзаключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами, здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороной речи.

В дошкольной методики развития речи первый аспект о предметной соотнесенности слов представлен, прежде всего, в работах В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, Л.А. Пеньевской,  Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной и др.

Направление по изучению лексической единицы слова в большой степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и др. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Исследователями (А.А.Леонтьев, С.Л. Кацнельсон и др.) в ка­честве основных выделяются следующие компоненты значения слова:

- денотативный (предметный) компонент — отражение в значе­нии слова особенностей денотата (стол — это конкретный предмет);

-понятийный (концептуальный, лексико-семантический) ком­понент, отражающий формирование понятий, семантических свя­зей слов;

- коннотативный компонент, отражающий эмоциональные от­ношения говорящего к слову;

- контекстуальный компонент (холодный зимний день; холод­ный летний день; холодная вода в реке; холодная вода в чайнике).

Слова в языке входят в еди­ную лексическую систему, каждая из которых связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме.

К лексическим единицам отно­сятся синонимы, антонимы, тематические группы. Вокруг каждого слова формируются смысловые поля, под которыми в лингвистике понимается совокупность слов, составляющих тематический ряд.

По мнению В.А. Звегенцева, человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль.

Место слова в лексической системе языка в значительной степени определяется явлением многозначности (полисемии), когда слово имеет не одно, а несколько значений. Для проявления значений слово употребляется в сочетании с другими словами в составе определенной синтаксической конструкции - предложения или словосочетания. В таком случае одно лексическое значение выступает как основное (исходное), а другое (или другие) как вторичное, производное.

Сочетаемость - важный показатель значения слова. Между значением слова и его сочетаемостью существует двухсторонняя зависимость, а именно: значение слова обусловливает его сочетаемость, а сочетаемость является формальным средством выражения значения слова. Язык в силу своих особых законов налагает ограничения на способность сочетания слов друг с другом, что приводит к установлению определенных типов допустимых (пра­вильных) словосочетаний, фраз. Слово и его сочетаемость нераз­рывно связаны, и значение слов, в частности многозначных, не может быть усвоено без учета их окружения, т.е. сочетаемости. Например, слово «низкий» в своем основном значении «малый по высоте», «находящийся на небольшой высоте от земли», име­ет широкие границы лексической сочетаемости (низкий рост, гора, берег, дерево, лес, дом, забор, стол, стул, шкаф и пр.), но вы­ступая в значении «плохой» или «подлый», «бесчеловечный», соче­тается далеко не со всеми словами, к которым подходит по смыслу.

Ограничение значений слова лежит в основе образования фра­зеологизмовустойчивых, целостных словосочетаний слов с пе­реносным значением. Для фразеологизмов характерны три признака: семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость в речи.

Согласно исследованиям С. Л. Рубинштейна, речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое – семантическое – содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т. д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.

Однако, значение – не пассивное отражение предмета самого по себе как «вещи в себе», вне практически действенных отношений между людьми, значение слова, обобщенно отражающее предмет, включенный в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включено в процесс общения между людьми. Значение слова – это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Говоря о значении слова, С. Л. Рубинштейн в общей теории речи выдвинул следующие положения: речь, слово – не условный знак, его значение не вне его; слово, речь имеют семантическое, смысловое содержание – значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета; отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предмету – это познавательное отношение. Обозначающее отражение предмета в значении слова, как и отражение вообще, является не пассивным процессом, слово возникает в общении и служит для общения.

Таким образом, отсюда следует, что характеристика слова как важнейшей единицы языка и речи определяет сущность и содержание понятия «обогащения словаря детей». Овладение дошкольниками словом должно осуществляться в единстве его лексического и грамматического значений и языко­вой формы (звуковой, морфологической). Обогащение словаря должно быть связано с развитием познавательной деятель­ности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления.

Мы можем также отметить, что работа по обогащению словаря детей занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, приобретаемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Воспитатель старшей группы,

Съедина А.Ю.

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 71 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 457
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2170779