Консультация для педагогов на тему: «Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи»

Архив новостей

< Марта 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 29 30 31



Консультация для педагогов на тему: «Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи» Печать

Организация литературных конкурсов в дошкольном учреждении относится к культурно-досуговой деятельности, весьма важной для ребенка. Исследования российских и зарубежных ученых и педагогов-практиков свидетельствуют: продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его всестороннего развития (закрепление навыков и умений, полученных на занятиях, формирование интересов, развитие творчества).

Один из видов культурно-досуговой деятельности - развлечения. Их можно провести в форме КВН, олимпиады, турнира, виктори­ны, интеллектуальной игры, конкурса (чте­цов, певцов, танцоров). К развлечениям следует отнести и фестивали (театральный, фестиваль цветов и т.д.), выставки (книг, игрушек, цветов, изобразительного творче­ства и т.д.) и разнообразные презентации.

В нашем детском саду большое внима­ние уделяется проведению развлечений, в том числе и литературных. В содержание каждого из них включаются задания, кон­курсы. Кроме того, ежегодно весной (март-апрель) мы отмечаем «Книжкину неделю»: педагоги организуют мероприя­тия, направленные на закрепление и про­верку знаний детей по художественной литературе и развитию речи. А в течение всего учебного года идет серьезная работа с детьми по составлению сказок, рассказов и их оформлению, а в итоге - по созданию своей книги. Результатом такой работы ста­новится «Конкурс книг-самоделок».

Работая с детьми над составлением ска­зок, рассказов, педагоги решают задачи развития фонематического, лексического и грамматического строя их речи, активи­зации словаря, совершенствования связ­ной речи. Уже с младшего дошкольного возраста дети участвуют в совместных со взрослыми инсценировках с игрушками сначала по мотивам фольклорных и литературных произведений, а затем и по другим сюжетам. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию воображения и фантазии в этюдах де­тей на темы природы и окружающей жизни. Участие детей в литературных кон­курсах и викторинах помогает им лучше понимать смысл литературного произведения, сохранять интерес к художествен­ному слову, знакомиться с жанровыми особенностями рассказов, сказок, стихов, малых фольклорных форм.

В результате непринужденного общения детей и взрослых во время литературного конкурса или викторины у детей развива­ются слуховая, зрительная и двигательная память, артистические способности, фор­мируется воображение, умение мысленно представлять события и героев литератур­ных произведений и даже побывать в роли того или иного литературного героя.

Я считаю важным не только пода­рить детям радость от встречи с любимы­ми героями, от общения друг с другом, но и решить задачи их речевого развития.

В литературных развлечениях дети - главные герои и участники. Педагоги на­шего дошкольного учреждения кроме проведения образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой много чита­ют детям в свободное время (перед обе­дом, перед сном, вечером, на прогулках в теплое время года). Дети и сами приносят из дома книги, которые читают им взрос­лые. Кроме этого, они слушают литера­турные произведения на аудиокассетах в исполнении артистов (у нас имеется боль­шая фонотека).

Готовясь к литературному празднику, дети учат стихи, разыгрывают различные сценки, придумывают свои сказки и исто­рии, рисуют иллюстрации и оформляют свою книжку, мастерят костюмы героев.

Взрослые также активные участники в организации и проведении литературных развлечений. Мы обязательно предусмат­риваем в годовом плане такую работу с детьми, планируем, произведения каких писателей возьмем на новый учебный год для викторины или конкурса. Нашими «героями» были А. Барто, К. Чуковский и С. Маршак. Воспитатели выступают в ка­честве ведущих, членов жюри, гостей и героев-помощников в проведении конкурса, викторины и героев из литературных произведений (Кот Матроскин, Хоттабыч, Князь Гвидон, Марьюшка и др.)

Творческая группа решает, какие стихи, сказки, рассказы будут использованы в викторине или конкурсе. Это касается конкурса чтецов и рассказчиков и литера­турной викторины. К конкурсу «Моя кни­га» мы отбора не проводим: это творчес­кий конкурс.

Творческая группа готовит сценарий, определяет задания, подбирает музыку, помещение, помогает детям в изготовле­нии костюмов, необходимого оборудова­ния и, конечно, сувениров, грамот и меда­лей за создание яркого образа и обаяние, выразительное исполнение стихотворе­ния, выразительно переданный образ ли­тературного героя, активное участие в викторине, самую интересную сказку.

Взрослые являются и зрителями. Эта роль хотя и пассивная, но очень важная, внимание и доброжелательность поддер­живают участников конкурса или викто­рины. Свое одобрение мы как зрители вы­ражаем аплодисментами.

Готовясь к литературному конкурсу, мы изучили литературу, касающуюся данной темы. Ее не так много: «Добрые досуги по произведениям детских писате­лей» (автор Н.Е. Белозгсова), «Организа­ция культурно-досуговой деятельности дошкольников» (автор М.Е. Зацепина), литературные викторины, тесты для до­школьников и младших школьников, га­зета «ПедСовет», «Праздники обычные и необычные» и т.д. Попробовали самосто­ятельно разобраться в том, что собой представляют литературные конкурсы и викторины для дошкольников. Поняли, что они включают литературные игры, детское литературное творчество. Лите­ратурные конкурсы могут быть тематиче­скими (о природе, животных, временах года, людях, вещах, на нравственные те­мы), авторскими (по одному художест­венному произведению, по творчеству од­ного автора, по произведениям разных ав­торов), смешанными.

Отличным подспорьем при организа­ции литературного конкурса могут стать настольно-печатные игры, задания, прак­тикумы и игры, придуманные воспитате­лями по различным художественным произведением и закрепляющие знание родного языка. К литературным играм и заданиям можно отнести разгадывание или составление кроссвордов, ребусов, шарад, так называемые «сравнялки» или «находилки» (дети в двух одинаковых на первый взгляд рисунках по литературно­му произведению или сказке находят оп­ределенное количество отличий, отыски­вают на рисунках тех сказочных героев, кто там спрятался). Много таких заданий мы нашли в детских журналах «Веселые картинки» и «Миша».

Самым интересным в литературных конкурсах мы считаем детское литера­турное творчество (сочинение рифмовок, стихов, рассказов, сказок; исполнение раз­личных литературных произведений деть­ми и «книгоиздательство»). В нашем до­школьном учреждении этот вид литера­турного конкурса стал традиционным.

Методы и приемы в работе с литера­турными текстами: узнавание произведе­ния по отрывку, выразительное чтение и рассказывание фрагментов, разыгрывание текста по ролям, выделение основной идеи (темы) произведения, определение харак­тера героя, подбор пословиц, поговорок и соответствующих картинок к тексту про­изведения, отгадывание загадок.

Приемы, используемые в детском твор­честве: обыгрывание сюжетов, коллаж («Солянка»), создание костюмов, книги, рисунка, словесного портрета героя, сказ­ки «наоборот».

Для организации и проведения литера­турного конкурса нами были разработаны положения: о проведении литературных викторин с дошкольниками, о конкурсе самодельной книги, о конкурсе чтецов и рассказчиков.

Уверена, такая работа с дошкольника­ми должна занять важное место в досуговой деятельности с детьми.

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 100 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 471
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2189242