Развитие мелкой моторики, как средство формирования правильной речи

Архив новостей

< Мая 2013 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    



Развитие мелкой моторики, как средство формирования правильной речи Печать

Полноценное развитие личности невозможно без воспитания правильной речи. Речь - одна из центральных психических функций, отражение мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения и играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.  Чем шире кругозор ребенка и правильнее речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем больше его возможности, тем крепче его психическое и социальное здоровье. Оптимальный возраст для формирования правильного звукопроизношения 4-5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь (2500-3000 слов), удлиняются и усложняются речевые высказывания, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средство регулирования поведения. Своевременному и правильному протеканию процесса речевого развития способствуют определенные факторы: психическое и соматическое здоровье; нормальное зрение, слух и строение речевого аппарата; достаточная психическая активность; потребность в речевом общении; полноценное речевое окружение. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое произношение, необходимо систематически уделять внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Играя с ребенком, следует четко произносить звуки в словах, обращая внимание ребенка на правильное произношение.  При стимулировании артикуляционных движений необходимо уделить внимание мелкой моторике рук, так как центры, ответственные за движения руки и артикуляционные зоны губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга вблизи друг от друга. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры – не новомодное увлечение современных родителей и воспитателей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство. Пальчиковые игры оказывают помощь в развитии: речи, памяти, внимания, воображении, готовят руку к письму,  развивают артистизм, помогают в освоении  первых математических понятий.

Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Бобровская Галина Васильевна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с нарушением речи

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 72 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 478
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2203090