КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Архив новостей

< Декабря 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          



КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Печать

При первичном обследовании (в начале учебного года) мы имеем более 50% детей с нарушениями звукопроизношения, а по среднему возрасту, эта цифра порой доходит до 90%. Как помочь детям? Эту проблему можно решить, если взяться за неё всем вместе (воспитателям, родителям, логопеду).
Причины нарушения звукопроизношения могут быть разными, но речь выпускника детского сада должна быть: понятной для окружающих, грамматически правильной, эмоциональной, нормальной по темпу и громкости, и конечно без дефектов звукопроизношения. )
Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам.
Зачастую причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).
Прежде чем приступать к исправлению недочетов звукопроизношения, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно и в чем выражается этот недостаток.
При обследовании в первую очередь проверяется произношение звуков ш, ж, ч, щ (группа шипящих), с, съ, з, зъ, ц (группа свистящих), р, ръ, л, ль.
Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, с произносится с неприятным на слух присвистом); в замене одного звука другим (шапка— «сапка», рак— «лак»), в пропуске звуков (школа — «кола», лопата — «опата»); в смешении звуков (в одних словах звук произносится правильно, в других заменяется): Чтобы выявить у ребенка недостатки звукопроизношения, предложите ему прочитать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неверно.

Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, в названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции.
Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, выясните, может ли ребенок произносить звук по подражанию. Например, предварительно дав образец, предложите ему воспроизвести рокот мотора (звук р), шум листьев на дереве или шипение змеи (звук ш) и т. д.
Если вызвать звук по подражанию не удастся, проведите подготовительные упражнения. Они должны быть направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), укрепление органов артикуляционного аппарата и уточнение их движений, выработку сильной воздушной струи и т. д.  
Постановка (вызывание) звука. Чтобы поставить у ребенка правильный звук, взрослому следует тщательно изучить перед зеркалом положения
органов речи при нормальной артикуляции, освоить способы вызывания звука.

 Запомнив положения губ, языка, зубов, нижней челюсти, усадите ребенка перед зеркалом и предложите ему произнести нужный звук. Определите, какое положение принимают органы речи ребенка, и сравните с собственной артикуляцией. Далее задача будет заключаться в том, чтобы добиться правильного произношения изолированного звука.
Закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь. При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине.
Закрепление звуков в речи осуществляется путем повторения ребенком вслед за взрослым чистоговорок, скороговорок, заучивания загадок, пословиц, поговорок, коротких стихотворений, насыщенных нужными звуками. Для введения звуков в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картине.
Приступая к исправлению звуков, следует объяснить ребенку, цель этих занятий. В процессе работы по постановке звука следует учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение и др.
Поэтому нельзя требовать от него, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовывать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный, успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Учитель-логопед Конорева Л.В.

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 77 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 471
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2189780