Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Архив новостей

< Апреля 2016 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 28 29 30  



Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники» Печать

Воспроизведение текста, умение дать развернутый ответ, изложить

самостоятельно свои суждения – все эти действия требуют достаточно

высокого уровня развития связного высказывания у будущего школьника.

Недостаточность развития связной речи может негативно сказаться на

успеваемости школьника в целом и вызвать негативное отношение

к учебной деятельности.

В настоящее время к знаниям и умениям детей, идущих в первый класс,

предъявляются высокие требования, что явилось следствием изменения

структуры школы, увеличением объема информации. Это накладывает

огромную ответственность на семью, дошкольное учреждение, школу.

Около 60% детей имеют нарушения речи и задача дошкольного

учреждения исправить нарушения и подготовить детей к обучению в школе.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

является развитие связной речи. Ребенок должен научиться высказывать

свои мысли, рассказывать, уметь построить монолог,

приобрести навыки культуры речи.

Применение традиционных методик и приемов не всегда дает желаемый

результат, так как они сложны для большинства детей и могут отнимать

много времени , которое в образовательном процессе ограничено.

Поэтому следует дополнять традиционные методики дополнительными

средствами, облегчающими процесс формирования и развития связной речи.

Одним из таких средств является мнемотехника. Мнемотехника,

или мнемоника – (в переводе с греческого «искусство запоминания»)

это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире,

эффективное запоминание структуры рассказа, и,

в конечном итоге - развитие речи. Суть мнемотехники – на каждое слово

или словосочетание придумываем изображение (картинку), что позволяет

зарисовать весь текст схематично. Главное – нужно передать условно-наглядную

схему, чтобы изображение было понятно детям

Л. Соломенникова в своей работе «Об использовании наглядности для

формирования связной монологической речи» подчеркивает важность

использования наглядных моделей для обучения детей пересказу.

Она советует предложить детям иллюстрированное панно, содержащее

наглядный план пересказа во время беседы по тексту. В дальнейшем автор

предлагает заменять панно схемами-моделями сюжетов, помогающие детям

составлению плана пересказа, и использовать простые рисунки-схемы,

которые дети составляют сами, на более поздних этапах.

В обучении дошкольников применяются разные виды моделей: предметные,

где модель аналогична предмету и воспроизводит его главные части,

особенности; предметно – схематические, в которых компоненты

объектов и связи между ними обозначаются с помощью предметов –

заместителей и графических знаков; графические модели –

обобщенно передающие разные виды отношений.

В работе с моделью (опорными схемами) можно выделить несколько этапов:

1 этап - введение символов, элементов схем (цвет, форма, размер);

2 этап – использование символов во всех видах деятельности детей,

так как символ универсален;

3 этап – введение отрицаний ( не сладкий, не длинный, не большой);

4 этап - сочетание символов;

5 этап – самостоятельный поиск детьми изображений, аргументация своего выбора;

6 этап – перекодирование информации (символ в образ);

7 этап - осуществление рассказа, пересказа текста.

Базовые понятия мнемотехники:

* от частей к целому (основной принцип мнемотехники);

* естественные ассоциации;

* искусственные ассоциации;

* навык запоминания;

* образы, как инструмент для запоминания (опорные образы,

ассоциации-комбинации);

* закрепление в памяти.

Таким образом, приемы мнемотехники являются средством упорядочивания

и систематизации детского опыта, а самостоятельное составление мнемотаблиц

свидетельствует о сформировавшихся внутренних процессах познания,

которые являются базой умственных и речевых способностей.

Так как с помощью наглядного материала информация у дошкольников

усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятии позволяет

детям более эффективно воспринимать, перерабатывать, сохранять и

воспроизводить увиденное и услышанное, тем самым, ускоряя и

облегчая процесс запоминания и усвоения материала.

Применение мнемотехники позволяет решать такие задачи:

1. оказание помощи детям в становлении и развитии связной речи;

2. развитие мелкой моторики рук, при частичном или полном графическом

воспроизведении;

3. перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов

в образы;

4. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного

мышления.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов,

(что позволяет облегчить детям поиск и запоминание слов), которые

максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения

домашних птиц и животных используется дом, а для диких птиц и животных - ель.

Существуют правила работы с мнемотаблицами:

1. не использовать больше 2-х схем в день;

2. число квадратов в схеме не должно превышать девяти;

3. таблицы должны быть цветными, но главное понятными детям;

4. занятия строятся по принципу от простого к сложному, от мнемоквадратов

до цепочек, и позже – к таблицам.

Применяются мнемотаблицы для обогащения словарного запаса, при обучении

составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании

стихов и при пересказах художественной литературы.

Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:

1. рассматривание таблицы и разбор изображений;

2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование);

3. пересказ или рассказ текста с опорой на таблицу.

Средства мнемотехники можно использовать в играх и игровых упражнениях,

что позволяет осуществлять работу более эффективно и гармонично.

Так как дети принимают «условность» легко, данная технология

многофункциональна и обладает вариативностью. Для преодоления

различных лексико – грамматических трудностей можно применять

следующие дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково»,

«Угадай – ка!», «Назови одним словом», «Маленький, большой, огромный»,

«Хлопни!», «Кулинар» и др.

Для развития логического мышления, памяти и внимания используются игры:

«Собери картинку», «Найди пару», «Что забыл нарисовать художник?»,

«Что лишнее?» и др.

Таким образом, использование средств мнемотехники в овладении детьми

связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать

причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоряет и облегчает

процесс овладения связной речью в целом.

 

Воспитатель: Лапонова Т.А.

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 64 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 478
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2203082