Роль рисования в жизни ребенка

Архив новостей

< Августа 2016 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        



Роль рисования в жизни ребенка Печать

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)

 

         Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности

индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность.

А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

         Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами

жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять

примитивным складом мышления людей древности.

         Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы,

благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и

индивидуальном развитии человека.

         Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в

определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда,

как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию

остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового

возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей»,

«головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно

схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе

детского рисования.

         Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения

и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем.

Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий,

как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование

участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает

чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются

движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит

к постепенному осмыслению окружающего.

         Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для

маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то,

что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно

изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек.

Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы

развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он

опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают

пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно

не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как

иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта

эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано:

детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

         Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного

часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское

рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку

в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном

с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление,

за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением

и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и

ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной

форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

         Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении:

детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления:

рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи

рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще,

«вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ,

а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками

(очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем.

Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.

         Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением,

двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует

развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку

упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более

усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный

информационный и коммуникативный канал.

 

 

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 52 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 457
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2171110