Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Архив новостей

< Февраля 2017 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          



Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Печать

Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос: «Достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы?», «Как подготовить ребенка к обучению в школе?», «С какого возраста отдавать в школу». И это понятно, ведь начало обучения в школе – сложный этап в жизни ребенка, который требует определенный уровень готовности к учебному виду деятельности.

Сейчас в первом классе предъявляются к школьнику высокие требования: должен читать, считать, уметь связно рассказывать и формулировать грамотно вопросы и т.д. Но готовность ребенка к обучению в школе заключается не только в этом. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.

Я хочу остановиться на мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе. Поэтому особую роль в подготовке старших дошкольников отвожу повышению интереса к учению.

Отсутствие желания учиться, даже при наличии познавательного и коммуникативного признаков психологической готовности, позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что интерес к учению у него непременно появиться. Но как показывает практика, интерес может появиьтся , а может и пропасть. В чем же дело?

Для того чтобы было совсем понятно с мотивацией, следует знать, что мотив в психологии – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Мотив к обучению у старших дошкольников может быть социальный, позиционный, учебный, оценочный, игровой и внешний.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе в моей практике направлено на решение следующих задач: формирование у детей правильных представлений о школе и учении, положительного эмоционального отношения к школе и формирование опыта учебной деятельности.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то занятия в детском саду проводятся в различных интересных игровых формах. Это соревнования, путешествия, непосредственно образовательная деятельность, различные конкурсы и игры, но с четкими правилами, которые необходимо выполнять и соблюдать дисциплину.

Надо помнить, что доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если ребенка мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Для дошкольников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Такие дети принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, они старательны, их не нужно заставлять делать уроки, они успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности с учебой. Если такому ученику не помочь вовремя, в последующих классах он станем слабоуспевающим. Отгадывание загадок, занимательных задач, задания на развитие мелкой моторики рук с элементами творчества — все это способствует развитию необходимых качеств будущего школьника.

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли. Таких детей в школе привлекает внешняя атрибутика.. Этот мотив преобладает почти у всех старших дошкольников. Такие дети хотят идти в школу потому, что купили красивый портфель, пенал, школьную форму и т.д. Поэтому работу по формированию мотивов учения у дошкольников начинаю задолго до поступления в школу.

Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что обучающийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. Оценка со стороны педагога должна быть положительной. Мои воспитанники в качестве оценки получают приз – сердечки (наклейки). И это для них высшая награда. Дети активны, соревнуются между собой, стараются в выполнении заданий.

В случае доминирования внешних мотивов (такие дети хотят в школу, потому что так решили взрослые) при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению. Таких дошкольников в моей практике практически нет.

Для обучающихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность. Такие дети активны, задают много вопросов, стремятся узнать больше. Если при этом недостаточно развит социальный мотив, то возможны спады учебной деятельности.

Почему же теряется интерес к учебе у некоторых первоклассников? Почему так происходит? На мой взгляд это происходит потому что остаются невостребованными все творческие и содержательные возможности ребенка, чем была богата жизнь в детском саду и в чем, прежде всего, ребенок проявлял себя. Поэтому резко снижаются познавательные интересы, активность, инициативность, обедняется общий кругозор, снижается и мотивация к обучению.

Но надо сказать, что в формировании у дошкольника интереса к учению, решающую роль играет еще и семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются в условиях семейного воспитания.

Очень часто можно услышать от родителей, которые хотят приобщить своего сына или дочь к занятиям по подготовке к школе: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь….» «В школе некогда будет играться…». Чего они добиваются таким образом?

- Боязни школы и нежелания туда идти.

- Отвращения к познавательной деятельности, с которой связаны неинтересные длительные и трудные занятия.

- Неодобрительные отзывы взрослых о результатах выполненного занятия.

Дошкольники, когда их спрашиваешь, хотят ли они идти в школу, в подавляющем своем большинстве отвечают, что хотят. Но, не все дети отвечают откровенно. Они хорошо знают, какого ответа от них ждут взрослые. Важно и то, почему именно ребенок хочет идти в школу. Очень часто дошкольники отвечают, что в школу хотят идти, потому что они уже выросли. Чтобы можно было не спать днем. Потому что все друзья туда идут. Чтобы носить портфель и т.д. То есть основная часть детей стремятся к внешней стороне школьной жизни, а не к учебной деятельности, как таковой.

И даже если дети отвечают, что идти в школу нужно для того, чтобы научиться читать и считать, их легко сбить с толку. Достаточно задать вопрос: «А сейчас ты умеешь читать. И до 10 можешь посчитать. Ты этому уже научился и без школы. Для чего идти в школу?» В беседе с ребенком по выяснению мотивации его желания идти в школу есть и еще один каверзный вопрос: «А если бы можно было бы выбрать: учиться с мамой дома, или идти в школу, как бы ты хотел учиться?», — дети часто выбирают домашний вариант учебы.

Именно поэтому на встречах с родителями мы призываем их хорошо подумать о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. У шестилетнего ребенка ведущей деятельностью, которая лучшим образом способствует его развитию и всестороннему формированию, является игровая деятельность. Ребенок шести лет еще очень домашний и ранимый. Он может быть достаточно умным, но маленьким с психологической точки зрения. Он может успешно учиться, но учиться играя, в игре.

Поддерживать интерес к учебе у младших школьников — задача учителей начальных классов. Моя же задача – сформировать интерес к учебе в предшкольный период. Беседы и сказки о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы будущего или рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?», «Одень первоклассника», складывание логических цепочек на школьную тематику и др.- все это формирует мотивацию к обучению в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты и картинки с юмористическим содержанием (н.п. «Что перепутал художник» или «Что перепутал писатель»).

При организации занятий я использую сюжеты различного содержания, например, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В моделировании школы дошкольники использую палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша, маленькие фигурки от киндер сюрпризов.

В сюжет своих занятий я ввожу роли сказочных персонажей: одного, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. И другого - положительный персонаж, который все знает и хочет учится, постоянно учит другого. Вначале роли сказочных персонажей выполняют куклы, затем любой из детей по желанию. Вместе с игрушечными героями дети путешествуют по стране «Знаний», где развивают элементы логического мышления и мелкую моторику рук.

Каждое занятие это новое путешествие игрушечных героев, новые открытия, новые знания, новые победы.

Отношение ребёнка к процессу обучения наряду с другими развитыми психологическими признаками составляет основу для заключения — готов или не готов ребёнок учиться в школе.

Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Но, мотивацию к обучению можно повысить. И ответственные за это мы — взрослые: родители, педагоги и учителя.

 

Педагог-психолог

Жогова Дина Викторовна

 

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 63 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 457
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 2171121