Архив новостей

< Мая 2015 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 23 24
25 26 27 28 29 30 31



Пятница, 22 Мая 2015
Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Печать

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный

характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаю следующие задачи:

1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

2. обогащение словаря;

3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;

4. развитие представления об окружающем мире;

5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.

2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её

героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

3. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини - спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Воспитатели первой младшей группы

Гридчина О. А.

Чермошанская Т. Н.

Read more

Разногласия в воспитании Печать

«Воспитание в свободе и любви,

через свободу и любовь,

для свободы и любви – и есть истинное гармоничное воспитание,

всестороннее и гуманистическое»

(Юрий Азаров, «Семейная педагогика»)

Проблемы воспитания – это вечная и вездесущая тема. Беря начало в семьях, этот вопрос занимает умы ученых, педагогов и психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. А дети продолжают теряться в догадках – как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим, и что же ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых?

Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.

Принято выделять четыре типа воспитания детей:

диктат,гиперопека,невмешательствосотрудничество.

Диктат

«систематическое подавление одними членами семейства (главным образом взрослыми или подражающими им старшими детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов».

Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если личность ребенка складывается по более стеничному (сильному) типу.

Либо итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная

тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на почву ранимой личности ребенка.

Гиперопека

«система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя».

Результат легко предсказуем – эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, не приспособленная к жизни.

С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций в ребенке. Задерганный с детства бесконечными походами по врачам ребенок сам начинает по пустякам тревожиться за свое здоровье.

Бывает, напротив, что при переходе к подростковому возрасту, ребёнок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что ведет к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.

Невмешательство

«система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей».

Ребёнок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, способствует накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять.

Но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности. Недоласканный, не получивший нужной доли заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.

Сотрудничество

«опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией».

Отправная точка в воспитании в данном случае - слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый во время прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Никогда не выясняйте отношения при ребенке

1. Не допускайте при ребенке высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в глазах ребенка. «Ты плохой отец, это из-за тебя…»

2. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: «это плоды твоего воспитания» могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки.

3. Если очень сильно раздражены и находитесь под действием стресса, отложите по возможности выяснение о правильности того или иного типа

воздействия на ребенка. Постарайтесь открыто рассказать о своих чувствах и, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.

4. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.

5. Стол переговоров – лучший способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.

6. Педагогический ликбез – книги и журналы по педагогике и психологии - могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

7. Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые давно казались «тупиковыми».

8. Помните, что залог эффективного воспитания ребенка – это любовь к ребенку, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.

Нередко провокаторами разногласий в семье оказываются бабушки. Воспоминания о своей родительской роли воспринимаются ими несколько идеализированно, что подталкивает их к критике своих детей – молодых родителей. С другой стороны, им бывает достаточно сложно успевать подстроиться под современные течения – интенсивное раннее образование, интересы детей, сложно сориентироваться в их играх, сложно принять, что ребенок засыпает с

электронным щенком «Пучи», а не с традиционным плюшевым зайцем.

Конечно, ко мнению бабушек необходимо прислушиваться. Ни в коем случае нельзя не отметить то удивительное ценное и теплое влияние бабушек на любимых внуков, которое потом проносится в сердце через всю жизнь.

Но главную роль в воспитании все же должны играть мама с папой. Именно родители отвечают за обеспечение всестороннего и гармоничного развития. На их плечах лежит забота об умственном, физическом, эстетическом и нравственном воспитании ребенка.

Если вам кажется, что позиция бабушки категорически идет вразрез с вашей педагогической позицией, если вы видите, что после общения с бабушкой ребенок капризничает, не слушается, его трудно «собрать» и успокоить - значит, ее действия неэффективны и скорее вредят ребенку. Лучше по возможности минимизировать ее влияние на ребенка, но сделать это надо деликатно, продуманно.

Можно сослаться на то, что у вас теперь меньше работы, и вы сами можете больше времени уделять ребенку, а бабушку хотите поберечь, потому что вполне возможно, что вскоре вам понадобиться ее помощь.

Если семейный конфликт зашел далеко, то необходим прямой открытый разговор, но это – крайняя мера, которую лучше избегать. В любом случае, старайтесь не привлекать в качестве судьи третье лицо, кого-то из родственников. Иначе разногласия возрастут как снежный ком, и разобраться в их хитросплетениях будет намного сложнее.

Лучше всего проанализировать, в каких сферах бабушка успешно занимается ребенком, не вступая в противоречие с родительскими взглядами на воспитание. И доверить ей этот фронт, а другие нюансы взять на себя или поручить кому-то еще из родственников.

Мир детства – сложен и интересен. Проживать это время снова, теперь уже рядом со своим малышом – великое счастье. Замечательные роли родителей должны приносить удовольствие и радость, возвращать те детские ощущения, которые нет-нет, да и встрепенут нашу душу. Помощь малышу в знакомстве с этим миром не может строиться на изматывающих спорах. Только любовь, только полное понимание детского восприятия сделает вашего ребенка счастливым.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский написал о воспитании следующие удивительные строки:

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

Худасова А.А., педагог-психолог

Read more

Главное событие в жизни нашего народа - 70-летие победы в Великой Отечественной войне! Печать

 

Это была война против немецко-фашистских захватчиков, вторгшихся на территорию нашей Родины, война великая по своим масштабам, по количеству участия в ней людей и военной техники. Более 10-ти миллионов солдат и офицеров с одной и с другой стороны участвовало в сражениях. Линия фронта составляла 6 тысяч километров, от Белого до Черного морей. Такого история еще не знала! Великая Отечественная война является великой по своим целям и задачам. Основная цель — это не только полное изгнание захватчиков с нашей земли, но и освобождение порабощенных народов Европы. Советские войска освободили от немецкой оккупации 11 государств Европы, в том числе Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Австрию.

 

Об этом великом подвиге нашего народа мы всегда должны помнить и как можно больше о нём рассказывать нашим детям, внукам, правнукам и всем последующим поколениям!

 

В каждой семье есть человек, которым гордятся близкие. Если у вас тоже есть родственник или знакомый (ветеран войны, участник боевых действий или труженик тыла), которого вы считаете настоящим героем, будет справедливо, если о нем узнают и другие люди!

 

В преддверии дня Великой Победы в первой младшей группе мы знакомили детей с историей этого праздника. Каждый день проводилось мероприятие по теме, чтобы узнать что - то новое, расширить кругозор, пополнить словарный запас детей, научить фантазировать. С детьми проводились занятия на тему «Георгиевская ленточка», «Путешествие в прошлое» и т.д.

 

Дети и родители активно участвовали в создании

поделок на выставку.

 

(на все используемые фотоматериалы имеется письменное согласие)

воспитатели первой младшей группы

Гридчина О. А. , Чермошанская Т. Н.

Read more

Blog Calendar

Независимая оценка качества образовательных услуг

 

const

Противодействие коррупции в образовании: 


Телефон доверия: 
т. (4722) 33-43-90

Кто онлайн

Сейчас 63 гостей онлайн